|
Чистяков Павел Петрович
(1832-1919). Продолжение
Только в 1876 г. он показал новую картину -
"Боярин". Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите
портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в
задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами
былого величия, "целую эпопею" из русской истории. Образ прожитой,
уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции;
видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика,
напоминающее движение Мессалины.
Как бы парной к "Боярину" по композиции, манере
исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная
работа - "Портрет матери" (1880). Преподавать Чистяков начал еще в
годы учебы (с 1850 г.). "Кажется, я и родился со способностью и
любовью к учительству", - писал он как-то П. М. Третьякову.
В 1872 г. художник был приглашен в классы АХ
адъюнкт-профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской,
руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность
педагога была огромной. Это давало повод для предвзятого отношения к
нему со стороны коллег: лишь в 1892 г. его назначили профессором.
Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 г. отошел от преподавания.
В 1890-1912 гг. он заведовал мозаичным отделением
АХ и следил за выполнением основных мозаичных работ в России на
рубеже веков: в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе
и храме Воскресения Христова в Петербурге.
В 1908 г. в критический момент для бывшей
репинской мастерской Чистяков ненадолго стал ее руководителем, а в
1910 г. передал ее своему ученику
В. Е. Савинскому.
За долгие годы учительства Чистяков разработал
особую "систему рисования". Он учил видеть натуру, какой она
существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное
и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того,
что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый
слепок или сложный исторический сюжет. Другими словами, основные
положения "системы" были формулой "живого отношения к природе", а
рисование - способом ее познания.
Методы Чистякова, вполне сопоставимые с методами
знаменитых мюнхенских художественных школ, его способность угадать
особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию
дали удивительные результаты. Разнообразие творческих
индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя - это
В. М. Васнецов,
М. А. Врубель,
В. Д. Поленов,
И. Е. Репин,
А П. Рябушкин,
В. А. Серов,
В. И. Суриков и др.
Вспоминая академические годы как самые светлые в
своей художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, М. А.
Врубель писал: "Он умел удивительно быстро развенчать в глазах
каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского
служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к
тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных". Многогранная
деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в
котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между
творчеством А. А. Иванова и
искусством рубежа XIX и XX вв.
Назад
Картины художника
|
|