А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

 

Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.

Продолжение

Работы художника

 

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.