А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи
(1802-1865). Продолжение

 

Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, А.Н.Оленин, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме).

Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало - ему самому. Картина простояла несколько лет в мастерской автора, пока ее не купили в дар наследнику престола. В это время Никанор Чернецов путешествует с председателем ОПХ по Кавказу (1829-31). Потом он находится на службе у новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму (1833-36). В результате он проехал все побережье Черного моря от Поти до Анапы, жил в Тифлисе, познакомился с Кахетией и Абхазией, добрался до границы с Турцией в Карее. Столь же внимательно осмотрел достопримечательности Крыма. Его интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные этнические типы.

Никанор сделал несколько сот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже множество картин маслом ("Вид Суринамской крепости в Грузии", "Вид Тифлиса", обе 1832; несколько вариантов "Дарьяльского ущелья", 1832-33; "Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря", "Вид у подножия Аю-Дага", обе 1836; "Крымские Гагры в Абхазии", 1837; "Вид Тифлиса", 1839, и др.).

Никанор Чернецов создал своеобразную живописную энциклопедию юга России. Картины его были очень популярны - в эпоху романтизма ценили экзотику. Известно, что в кабинете А. С. Пушкина висел пейзаж Никанора "Дарьяльское ущелье" (1832).

С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Со свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют. С 22 мая по 18 ноября 1838 г. они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось прекратить. Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м и накатывалась на валик.

Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был "ценный подарок": панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х гг. уже говорили об ее обрывках, ныне она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге).

В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842). Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума.

У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей ("Колизей", 1840; "Грот в окрестностях Рима", 1840-е, и др.).

Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока.
В Петербурге они пробовали издавать тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий - "Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения", "Мертвое море" (обе 1850), "Подземная часовня в Иерусалиме" (1852); Никанор - "Вид Юрьевца-Повольского" (1851), "Вид на Волге" (1852), "Вид города Ярославля", "Вид города Саратова при закате солнца" (оба 1860), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (1863) и др.

В надежде на материальную помощь братья в 1862 г. подносят новому императору, Александру II, рукописный экземпляр своих "Записок о путешествии по Волге" с иллюстрациями в тексте. На этот раз не последовало даже "ценного подарка".

Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. АХ прислала 200 рублей через две недели. Больной и нищий Никанор предлагает руководству АХ купить 4 портфеля рисунков его и Григория. После долгих раздумий АХ согласилась приобрести рисунки в рассрочку на несколько лет. Никанор Чернецов так и не получил всей суммы.

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.