А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи
(1802-1865)

 

Судьба братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, талантливых выходцев из народа, типична для своего времени: сначала они преодолели множество препятствий для достижения заветной цели, потом верно служили своим искусством просветительской идее, а в конце, вместо благодарности современников, их ожидали забвение и нищета.

Чернецовы исключительно много работали. Творчество каждого из них не претерпело каких-либо значительных изменений, поэтому выглядит целостно. Они ездили по России и запечатлевали виды разных ее мест, делали бесконечные зарисовки и этюды с натуры. На основе этого материала писали потом в мастерской картины. Новое для их времени стремление к документальной точности в изображении всего увиденного соединялось у художников с классицистической академической выучкой, со стремлением прозреть идеал в натуре.

В их картинах присутствует радостное чувство открытия жизни вокруг (не чужой, не отвлеченной, не схематичной). Каждый раз они заново пристально вглядываются в природу, не позволяя себе впадать в рутину однажды выработанного приема. Отсюда большая притягательность искусства Чернецовых, его обаяние. Чернецовы не были учениками А. Г. Венецианова, но, не достигая масштабов его дарования и глубины творчества, шли во многом по его пути. Этот путь - "рабское следование натуре" (А. Г. Венецианов) и интерес к родной природе, к собственному национальному бытию.

Правда, в отличие от Венецианова, братья ездили и по другим странам (побывали в Италии, Египте, Сирии, Палестине, Греции, Турции) и там тоже неутомимо работали, но большинство из этих произведений (за исключением ряда итальянских) значительно уступает сделанным в России. Отец братьев был иконописцем. Рисованию и общеобразовательным наукам учил их старший брат Евграф, тоже иконописец.

В 1819 г. семнадцатилетний Григорий Чернецов приехал в Петербург поступать в АХ. Его не приняли в число казенных учеников, но разрешили ежедневно по два часа рисовать с оригиналов. Первые три года в Петербурге Григорий прожил в ужасающей бедности, только на те скудные средства, что присылал ему Евграф. Однако он упорно работал и в 1822 г. получил за свои рисунки малую серебряную медаль. ОПХ назначило талантливому молодому человеку стипендию.

В 1823 г. ОПХ приняло под свое покровительство и приехавшего к брату Никанора Чернецова. Учились братья в АХ у пейзажиста М. Н. Воробьева.

В 1827 г. они окончили Академию с малыми золотыми медалями за изображения интерьеров Эрмитажа. Никанор Чернецов по характеру дарования более тяготел к пейзажу. Интересы Григория были шире: помимо пейзажей, он писал портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены. Оба брата были не только высокопрофессиональными живописцами, но и прекрасными рисовальщиками. После окончания АХ Григория зачислили художником в "Кабинет Его Величества". В его обязанности входило изображение различных официальных событий - торжественных встреч, парадов, молебствий и пр.

Главное его произведение в этом роде - огромное полотно "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" (1832-37). Больше половины картины занимает небо с бегущими по нему облаками. Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную и первую часть занимает коллективный портрет современников.

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.