А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Воробьев Максим Никифорович (1787-1855). Продолжение

 

 В Никольском Воробьев наблюдал повседневную сельскую жизнь и крестьянский труд. Живописцу нетрудно было увидеть во всем этом явления, достойные художественного воплощения. Изображая крестьян, обремененных повседневными заботами, Воробьев придает им больше значения, чем традиционно отводилось стаффажу. В рисунках молодого художника происходит естественное взаимодействие человека с природой. На творчество Воробьева повлиял его учитель Ф. Я. Алексеев, в картинах которого трудно было найти случайные фигуры людей.

 Сопоставление работ, выполненных в Никольском, позволяет предположить, что Воробьев преследовал более широкие задачи, нежели штудии сельских видов. Очевидно, художник собирал материал для задуманного им цикла. Об этом свидетельствует завершенность ряда листов. Воробьев сосредотачивает внимание на необычном облике тверской деревни — изображает добротные дома с широкими окнами, построенные по проекту и землебитной технологии архитектора Н. А. Львова, каменную мельницу и тому подобное. В Никольском же Воробьев написал небольшой этюд маслом «Уборка сена». Внимание художника привлек заурядный мотив — два мужика в длинных рубахах увязывают воз сена, на заднем плане видна знакомая по другим рисункам мельница. В телегу впряжена белая лошадь, причем Воробьев с особым тщанием изображает это натруженное животное. И сам мотив, и отношение к нему художника содержат новые качества, не известные ранее. В «Уборке сена» молодой Воробьев ставит и решает задачу поэтизации обыденной жизни. В небольшом этюде впервые в русской живописи мы встречаемся не с созерцанием крестьянской жизни, а с художественным ее осмыслением. Такое отношение к народу мы называем теперь «венециановским». Не случайно многие ученики Венецианова были и учениками Воробьева.

 Цикл работ, выполненных в Никольском, представляет несомненный интерес, он включает внушительное количество рисунков и акварелей, созданных в очень короткий месячный срок. Эти работы относятся к периоду возникновения романтизма в русской пейзажной живописи и принадлежат художнику, влияние творчества которого сохраняется в искусстве почти до конца XIX столетия.
 Мы можем лишь предполагать, что работа Воробьева над циклом пейзажей могла иметь продолжение. Возможно, вслед за «Уборкой сена» появились бы и другие картины с изображением жизни народа. Однако события 1812 года изменили все намерения и планы. Армия Наполеона вторглась в пределы России. Началась Отечественная война. Во время войны Воробьев был приписан к Главной квартире. Известны лишь две картины маслом, датируемые 1814 годом,— «Площадь с обелиском в городе Арле» и «Торжественное молебствие русских войск в Париже» (не сохранилась).За последнюю Воробьеву было присвоено звание академика. С апреля 1815 года он был назначен в помощь Ф. Я. Алексееву преподавателем в живописном классе «архитектуры и перспективы, а также декорационной живописи акварелью».

 В 1817 году Воробьев совершил поездку в Москву. По эскизам, выполненным там, он написал две картины маслом: «Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста» и «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста». Художник изобразил город, ставший особенно дорогим после наполеоновского нашествия. В Москве еще оставались следы пожаров. Хотя эти произведения во многом сходны с работами Ф. Я. Алексеева, они открывают новый этап в развитии пейзажа, и не только городского. В московских видах появилось новое «пейзажное чувство», замеченное и оцененное современниками. Особенно явно это новое эстетическое чувство пейзажа проявилось в творчестве Воробьева после путешествия по Среднеземно-морью и на Ближний Восток. На академической выставке 1820 года художник экспонировал две картины — «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи». Воробьев был первым русским художником, побывавшем в Иерусалиме. Очевидно, соединение иерусалимского и петербургского видов на одной выставке было с его стороны сознательным шагом. Воробьев тем самым утверждал новый взгляд на пейзажную живопись.

 Лунные ночи были излюбленным состоянием природы в романтическом искусстве. Шеллинг писал: «Свет — положительный полюс красоты и эманация вечной красоты в природе. Однако он обнаруживается и проявляется только в борьбе с ночью, которая, как вечная основа всякого существования, сама не есть, хотя и обнаруживается как сила через свое неизменное противодействие».
 Воробьев увидел в ночном пейзаже не трансцедентальное состояние природы, а ее естественное бытие. Природа на картине художника имеет земную, чувственную основу. Архитектуре отводится очень незначительная роль — она лишь обозначает место. Ночной пейзаж с изображением воды, залитой лунным светом, является для художника не средством выражения своих философских представлений, что было свойственно романтикам, а очевидным фактом бытия. Природа на картине Воробьева прекрасна, но не глубокомысленна.

 Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.
 

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.