А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Владимиров Иосиф (уп. 1642—1666)

 

ВЛАДИМИРОВ ИОСИФ (Осип), годы жизни неизвестны, — русский живописец и знаменщик Оружейной палаты, уроженец Ярославля; участник крупных живописных и стенописных работ в Москве в 40 — 60-х годах XVII в. (росписей Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, церкви Троицы в Никитниках); друг и соратник Симона Ушакова, автор первого русского трактата об искусстве, составленного в форме письма — «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу».
 Это сочинение — редкий образец русской теоретической мысли XVII столетия в гуманитарной области. Оно открывается обращением к Ушакову и состоит из двух частей. В первой, включающей 36 глав, кратко излагаются высказывания об искусстве древних авторов.
Вторая посвящена полемике В. И. с сербским архидьяконом Иоанном Плешковичем — апологетом консервативных взглядов на искусство. Суть этой полемики состоит в попытке В.И. согласовать традиционные эстетические представления с новаторскими приемами художественного мышления, активно проникавшими в XVII -м столетии на Русь с Запада. Конформизм В.И. проявляется в разделении им древней традиции на истинную и ложную: то есть не все древние обычаи завещаны Богом, есть и такие, что придуманы людьми и, следовательно, могут быть ошибочными и вредными. Так, например, «в старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев».

Ревнители старой манеры письма (вроде протопопа Аввакума) доказывали, что святых надо изображать с темными ликами и изможденными телами. В.И. возражает: не весь «род человеч во едино обличий создан», и не все «святыи смуглы и скудны» были плотью. Да и не были все древние иконы изначально темны по колориту, напротив — они были ярки и «светоносны — это время наложило на них свою печать. Многие святые при жизни были «благообразны»; даже если и был он изможден и темен ликом, то после смерти «просветится лице его паче солнца», и именно таким и нужно его изображать. Ведь в красоте Богоматери и святых люди должны увидеть изначальную красоту человека, которая дарована была ему Богом, и которую он утратил в грехопадении.

Трактат В.И., благодаря содержащимся в нем рассуждениям о прекрасном, можно назвать первым в русской науке искусствоведческим исследованием. Здесь впервые в качестве основного при оценке произведений живописи выдвигается критерий художественности. Подлинно художественное изображение исполнено тонкой, благородной, одухотворенной, чувственно воспринимаемой красоты — так В.И. формулирует эстетический идеал своего времени, состоящий в единстве красоты, истинности и святости. Красота для В.И. неотделима от «живоподобия», которое является необходимым качеством произведения, ведь им отличались первые изображения, «истинные подобия» Христа (Плат Вероники, см. Спас Нерукотворный) и Богоматери («портрет», написанный евангелистом Лукой с натуры).

 Благосклонное восприятие провозглашенного художниками западноевропейского Возрождения эстетического идеала как сочетания красоты и жизнеподобия означало также и принятие западного искусства в качестве образца для подражания. В.И., в отличие от своих оппонентов, проклинающих «латинскую ересь», с восхищением отзывается об изяществе и высоком профессионализме западной живописи.

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.