А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Торелли Стефано (1712-1780)

 

Cтефано Торелли попал в Россию уже зрелым мастером, в 1762 году. Он был учеником известного неаполитанского художника и архитектора Франческо Солимена (у него же учился Пьетро Ротари), приверженца декоративного рококо, затем работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая манера.

В 1740 году Август III пригласил Торелли в Дрезден для постоянной работы при дворе. Росписи дрезденских дворцов, выполненные художником, погибли во время второй мировой войны: лишь в видах Дрездена кисти Белотто изображения человеческих фигур принадлежат Торелли.

В 1740-1760-е годы он работал в немецких городах - в Байрейте, Фрауенбурге, Ростоке, расписывал плафоны, писал портреты и алтарные картины. Последний заказ такого рода, перед тем как по приглашению И.И.Шувалова отправиться в Петербург, - десять настенных картин с аллегорическими композициями в зале аудиенций ратуши города Любека (1759-1761).

В России Торелли, назначенный профессором Академии художеств, продолжает работать с той же интенсивностью и размахом, то есть делать "все": портреты, плафоны, стенные росписи, пышные аллегорические композиции и мифологические сцены выполняются им быстро и с равной умелостью. Это обеспечивает ему успех и возможность большого количества заказов.

Среди произведений Торелли не все известны и далеко не все сохранились до наших дней - можно лишь доверять описаниям биографа. Однако до нас дошло едва ли не главное по значению произведение Торелли - его цикл работ по оформлению Китайского дворца в Ораниенбауме, включающий девять настенных панно с изображениями муз и плафон на тему "Венера и грации" для так называемого Зала Муз (конец 1760-х - начало 1770-х), панно "Похищение Ганимеда" и "Юнона с гением" для Большого зала (1768), картины "Тоскующий Марс", "Венера", "Диана и Эндимион" для Сиреневой гостиной.

В картинах и плафонах Торелли почти нет прямых линий - здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала; материальные формы подчеркнуто лишены конструктивности. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента - бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, мечтательно-изнеженное опадание линий и складок - эти черты, в полной мере проявившиеся в живописи, украшающей Китайский дворец, присущи большинству работ Торелли.

Но приверженность Торелли стилю рококо была основной причиной того, что его изысканное и умелое искусство не получило широкого отклика, не сделалось предметом подражаний (подобно тому как это произошло десятилетием раньше с Ротари). В России уже набирал силу классицизм, формировалась иная эстетика, для которой естественными были работы А. Лосенко и П. Соколова, а сама по себе живописная свобода картин Торелли воспринималась как нечто отжившее.

Характерно, что портреты Торелли гораздо строже и проще его композиций; в них есть психологическая точность и зоркость видения, - лишь только когда сама модель "провоцирует" художника на облегченное, декоративно-нарядное решение, появляются портреты, выполненные в светлой гамме, где содержание образов сведено к красоте, очарованию и грации ("Портрет графини А.А.Чернышевой")

Торелли жил в России c 1762г до конца жизни и был захоронен в Санкт-Петербурге в 1780г.

В разнообразной картине "россики" (творчества иностранцев на русской службе) каждое художественное явление в разной степени помогало формированию - сложными и опосредованными путями - самостоятельной русской школы. Сыграл свою роль в этом неоднозначном процессе и Стефано Торелли.


Работы художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Rambler's Top100 Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.