А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Суриков Василий Иванович (1848-1916). Продолжение

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах “Меншиков в Березове” (1883) и “Боярыня Морозова” (1887). С большой силой выразительности и достоверности Сурикову удается воплотить в своих образах полифонический характер исторического процесса.

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке (“П. Ф. Сурикова” (мать художника), 1887).

Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 году в Испанию, откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.

В начале 1888 года художник испытал тяжелое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В те годы он написал лишь картину “Исцеление слепорожденного”.

По совету родных Суриков едет в Сибирь, в Красноярск. Во время этой поездки он пишет картину “Взятие снежного городка” (1891). В 1891 году Суриков возвращается в Москву и принимается за работу над новым полотном “Покорение Сибири Ермаком” (1895).

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном “Степан Разин” (1907 — 1910). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после ее показа зрителям.

Последний созданный Суриковым исторический образ — образ Пугачева; сохранился лишь эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова “Посещение царевной женского монастыря”. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма (“Автопортрет”, 1913; “Человек с больной рукой”, 1913).

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.

Назад

Работы художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Ассоциация художников инвалидов

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.