А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)

 

Родился Л. И. Соломаткин в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, жил у чужих людей, терпел попреки и унижения. С тринадцати лет начал работать - был и погонщиком, и подпаском, и чумаком (торговцем-перевозчиком). Исколесив половину России, он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это отразилось потом в его творчестве.   Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг.

Когда Соломаткин случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий - был бы талант, - он тотчас же отправился в старую столицу. Здесь, взяв под мышку свои рисунки, пошел он на квартиру Н. А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил Соломаткина у себя дома.

В МУЖВ-МУЖВЗ будущий художник поступил в 1855 г. и проучился там пять лет. За это время он приобрел профессиональные навыки, пользуясь уроками А. Н. Мокрицкого.

В 1861 г. Соломаткин отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и представил на академическую выставку 1861 г. картину "Охотник", а в 1862 г. за работу "Именины дьячка" получил малую серебряную медаль.

Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 г. картина "Славильщики-городовые". Жанровая сценка, изображающая показную набожность городовых, пришедших в дом замоскворецкого купца "славить Христа" и получить чаевые, передана художником с юмором. Резкий рисунок композиции сочетается с удивительно теплым, насыщенным колоритом, напоминающим пеструю раскраску народных картинок (это характерно для большинства работ Соломаткина). Картина была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором.

Однако успех не сделал Соломаткина счастливым. Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866 г., получив звание художника третьей степени. В произведениях "У питейного дома" (1867), "Постоялый двор" (1870), "Пирушка", "За пенсией" (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Сам прожив всю жизнь в нужде, он хорошо понимал своих собратьев. Этот чуткий художник, продолживший в русской живописи традиции П. А. Федотова, окончил свои дни в больнице для бедных.

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.