А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Серяков Лаврентий Авксентьевич (1865-1911)
Наделенный большим талантом, Л. А. Серяков необычайно много сделал для развития в России гравюры на дереве - ксилографии. До него эта техника считалась второстепенной, не идущей ни в какое сравнение с классической гравюрой на меди. Ксилографию использовали в основном книгоиздатели, ибо она позволяла печатать иллюстрации и наборный текст на одной полосе. Именно Серяков кардинально изменил взгляд на эту самую старую гравировальную технику. За виртуозное мастерство ему первому в России было присуждено звание академика гравюры на дереве. Благодаря подвижническому труду и работам воспитанных Серяковым учеников ксилография заняла достойное место в ряду других видов искусства. Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли Серякова природная одаренность и упорный характер. В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь Серяков всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом. К занятиям ксилографией Серяков обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры - иллюстрации для книги "Путешествие вокруг света" (1846) - он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В. Ф. Одоевского, для которого Серяков выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н. В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты - штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ. Первым настоящим учителем Серякова в области
гравюры на дереве стал К. К. Клодт, брат знаменитого скульптора,
руководитель небольшой граверной мастерской. Серяков сблизился и
подружился с этой талантливой семьей. Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако Серяков просит у Совета АХ разрешения выполнить в качестве новой программы композицию "Несение креста" с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства. Осенью 1858 г. Серяков уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал Серяков не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов "Magazine Pittoresque". В 1859-60 гг. в Париже вышла "История Франции" П. Шартона, для которой Серяков награвировал ряд портретов. Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |