А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Рублев Андрей (около 1370 - около 1430)
Великий русский иконописец XV в.; инок Троицкого монастыря; входил в ближайшее окружение Сергия и Никона Радонежских. Существует гипотеза о том, что отцом Андрея был иконописец Ивана Калиты и Семена Гордого Иван. Основы отцовского ремесла будущий художник познал в монастырской иконописной мастерской. Сведения о Рублеве весьма скудны. Различные моменты из жизни художника запечатлены в миниатюрах рукописей XVI — XVII веков (Лицевого летописного свода; «Жития преподобного Сергия»), на которых мастер изображен почтенным старцем в монашеских одеждах, с окладистой бородой. В «Житии Сергия Радонежского» о нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне...». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным». Добродетель, мудрость и нравственная чистота автора смотрят на нас глазами написанных им святых ликов. Основное отличительное качество его работ — их глубокая человечность. Впервые имя Рублева упоминается в летописи под 1405 г., когда он вместе с «Феофаном иконником гречином» и «Прохором старцем с Городца», «начаша подписывати» Благовещенский собор Московского Кремля. Прохор вероятнее всего был учителем Рублева, а Феофан первым приобщил его к монументальному стилю. В работе принимали участие и другие художники — она была «артельной». Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич. На южном столбе в верхней части сохранилось поясное изображение Лавра в круге, под которым на писаны триумфальный крест и Варлаам и царевич Иласаф в рост; на северном ее сохранился фрагмент полуфигуры Флора в круге, а под ним — триумфальный крест и фигуры Пахомия и ангела. Классически ясная форма, симметричная композиция, светлая локальная палитра изображений медальонах свидетельствуют в пользу предположения об авторстве Рублева. Найденные в звенигородском собор иконы деисусного чина, две из которых «Спас» и «Архангел Михаил», бесспорно принадлежат кисти Рублева (ГТГ, см. «Звенигородский чин»), уже демонстрируют выдающееся живописное мастерство. Лик «Спаса» поражает благородством черт и глубиной светящейся в глазах мысли. Если верно предположение о том, что Рублев в числе других русских иконников бывал в Византии, становятся понятными истоки той высоко; художественной культуры, которая проявляется в его произведениях. Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля. В миниатюре, изображающей ангела — символ Евангелиста Матфея из Евангелия Хитрово силуэт фигуры обобщен, цветовые сочетания мягко сгармонизированы; он легко скользит по золотому небу в светлой воздушной дымке; фигура, складки одеяний, движения, выражение нежного личика пронизаны глубокой одухотворенностью. Рублев — мастер символического образа. В клеймах храмовой икон: Архангельского собора Московского Кремля — «Архангел Михаил с деяниями (1399) он сумел спроецировать современные события (спасение Москвы от нашествия Темир-Аксака) на библейский сюжет об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. Среди икон Благовещенского собора к московского Кремля почерк Рублева узнается в статуарной фигуре Богоматери, обладающей всеми признаками подлинной монументальности формы и образа. Живопись коны, при всем лаконизме формы, поражает своим колористическим богатством мощный цветовой аккорд дает сочетание глубокого синего тона мафория, голубого чепца и нежного, светящегося изнутри все тем же неземным светом, охряного лика. В этом образе соединились великая печаль, девственная чистота и глубочайшая духовность. Богоматерь всегда выступает у Рублева носительницей высшей духовной любви, основы и начала начал мироздания. Иконы праздничного чина были написаны преимущественно второстепенными мастерами, лишь в некоторых видна рука Рублева, например в верхней части «Вознесения» : «Преображения». Последняя — самая прекрасная во всем чине, проникнута настроением лирически просветленного восприятия чуда. Поэзия образа — одна из важнейших отличительных черт искусства Рублева. Работы художникаСм. также: |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |