|
Перов Василий Григорьевич
(1834-1882). Продолжение
Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать
в том же направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры,
и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших
его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными
живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти
вышли такие замечательные картины, как “Очередные у фонтана”, “Монастырская
трапеза”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Чистый понедельник”, “Приезд
гувернантки в купеческий дом”, “Учитель рисования”, “Сцена у железной
дороги”, “Последний кабак у заставы”, “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники
на привале” и некоторые другие. Первая картина, созданная им сразу же
после возвращения, — “Проводы покойника” — сразу же определила бесспорную
роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма.
В этой картине закладываются основные принципы передвижничества, открывается
новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение,
ведущая прямо к народу. Появление этой картины было подготовлено собственным
предыдущим творчеством Перова и носившимися в воздухе художественными
идеями. После этой картины критика нарекла Перова “отцом русского жанра”.
В 1866 году Перов получает степень академика; а в
1870 году он становится профессором. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал
в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников
были Н. А. Касаткин,
С. А. Коровин,
М. В. Нестеров,
А. П. Рябушкин.
В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных
выставок. В первые последовавшие за тем годы продолжал писать портреты
и жанровые картины в прежней манере исполнения, которые надо признать
во многом уступающими его предшествовавшим работам. В семидесятые годы
основные усилия он направляет на историческую и мифологическую проблематику.
Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь
Н. Ге сказал о них добрые слова: “Начиная с обыденного жанра, его (Перова)
талант развивался, и он поднимался все выше и выше. Он перешел в религию,
она его в той форме, в которой он искал своих идеалов, не вполне удовлетворила.
Он перешел к истории и сделал только две вещи (“Суд Пугачева”, “Никита
Пустосвят. Спор о вере”), которые не кончил, но которые имели громадное
значение”. Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.
И не только в историко-мифологическом направлении
у Перова встречались неудачи. Как показала юбилейная выставка Перова
в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие
было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная
лира исторгала порой и “неверные звуки”. И дело здесь не в недостатке
таланта, а в своеобразии роли, предназначенной ему в отечественной живописи.
Переход к реализму в середине XIX века был самым радикальным моментом
в истории мирового искусства. Все предшествующие представляли собой переход
от одного канона к другому, от одного стиля к другому. Теперь же впервые
возникает искусство по существу не каноническое. Отсюда неровность русской
живописи, принципиально отличающая ее от многих эстетических схем XX
века и у нас, и на западе. Русский реализм — в главном своем направлении
никогда не опускался до “производства” хорошо сделанных холстов, не
одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью,
величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний,
срывам и падениям. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова.
Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался
его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего
таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный
и эстетический уровень.
Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись.
Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки,
экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах,
лучшие среди них — портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова,
М. П. Погодина, все портреты — 1872 года, достигающие беспрецедентной
для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского
(1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
Под конец своей жизни Перов занялся литературным
творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном
журнале” Н. Александрова за 1881 — 1882 гг. несколько не лишенных занимательности
рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе
Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882.
Назад
Работы художника
|
|