|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Переплетчиков Василий Васильевич (1863-1918). Продолжение
Увлечение графикой в среде коллег Переплетчикова было столь велико, что ими даже был затеян «Периодический выпуск рисунков русских художников». В первом, изданном в этом ряду, альбоме (1886) поместили рисунки
С.В.Иванов,
С.А.Коровин,
И.И.Левитан, В.А.Симов,
А.С.Степанов и др. Переплетчиков тоже участвовал в нем — он показал литографию «Кама у Пьяного бора». Однако главное место в его творчестве занимает станковый рисунок. Опыты своих занятий в этой области Переплетчиков регулярно показывает на выставках, которые устраивали в обеих столицах петербургское Общество русских акварелистов и московское Общество любителей художеств. Раз от разу он увеличивает число экспонируемых работ, и уже в 1898 году на выставке акварелей, пастелей и рисунков Переплетчиков представил более десяти рисунков. В такой активности современники видели отнюдь не только одно трудолюбие художника. Один из самых строгих критиков современного искусства С.П.Дягилев писал о работе Переплетчикова «Река Прорва» (1898): «она достойна внимания, во-первых, как представительница нового московского пейзажного направления с талантливым Левитаном во главе — и, во-вторых, по своим индивидуальным достоинствам». Это впечатление было не случайным. Тремя годами позже художник и критик М.М.Далькевич выделит другой пейзаж – «Осень на Волге» («наиболее сильное впечатление») и скажет, что Переплетчиков, так же как и И.И.Левитан, С.Ю.Жуковский, А.С.Степанов — «поэт, тонко воспринимающий часто неуловимые настроения природы, чувствительный, отзывчивый и умеющий передать свои субъективные чувства другим просто и свободно». Параллельно с графикой Переплетчиков занимается станковой живописью. Он ездит с И.И.Левитаном в Саввинскую слободу под Звенигородом, с С.А.Виноградовым в Плес на Волгу и т.д. Он по-прежнему необычайно работоспособен («Ну и пишем же мы с ним, — рассказывал Виноградов, — я похудел прямо»). Творчество Переплетчикова-живописца было небезразлично современникам. Например, в 1896 году Левитан сообщит А.В.Васнецову, что Переплетчиков «недурные этюды сработал». Александр Бенуа, несколькими годами позже, отмечая работы Переплетчикова и некоторых москвичей – последователей Левитана, скажет, что их пейзажи «будут так же цениться со временем, как бесчисленные и милые «малые голландцы». О работах Переплетчикова не только пишут критики, их воспроизводят в журналах и особенно часто в «Мире искусства» — журнале, который так чутко реагирует на появление «новой волны» в русской живописи. Произведения художника приобретал «сам» П.М.Третьяков, покупал «сам» С.П.Дягилев. Пейзажи Переплетчикова украшали мастерскую И.И.Левитана, квартиры С.А.Виноградова, А.М.Корина. Несомненным признаком популярности Переплетчикова, думается, было и то, что его в 90-е годы портретируют С.В.Иванов (1885-1890), В.А.Серов (1897), А.М.Корин (1898), А.С.Голубкина (1899). И если в те годы Александр Бенуа отнюдь не без оснований высказывал мысль об определенной зависимости Переплетчикова от Левитана, то уже в начале нового, ХХ века Грабарь отметит иную черту: Переплетчиков становится «самостоятельным художником». К этому времени в его творчестве обозначатся и определенные тематические перемены.
В 1902 году В.В. Переплетчиков вместе с С.А.Виноградовым впервые отправляются в поездку на архангельский Север. Увиденное производит на него неизгладимое впечатление: «природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные и в душу невольно заползает мистический ужас».
На протяжении более чем десятилетнего периода Переплетчиков систематически показывал на выставках (главным образом «Союза русских художников») северные пейзажи, что позволило современникам назвать его «Восторженным певцом дальнего Севера». Его работы пользовались известностью. Об одной из них – «Над Двиной надвигается буря» (1908) –
И.Э.Грабарь говорил в 1909 году как о «значительной картине». Именно эту работу и другую – «Черемуха цветет» (1915) – Совет Третьяковской галереи приобрел в 1916 году для своего собрания. И сегодня, спустя многие десятилетия, исследователи, рассматривающие развитие русского искусства конца XIX — начала XX веков, постоянно упоминают имя Переплетчикова в ряду тех художников, которые осуществляли одно из самых заметных направлений, получившее название «московская школа». «Исколесил всю Россию» С самых первых творческих лет Переплетчиков обнаруживает завидную «охоту к перемене мест». Он любил путешествовать. Уже в 1892 году Переплетчиков сообщал А.С.Суворину, что «большую половину года» он проводит вне Москвы. По его работам, экспонированным на выставках, можно в какой-то мере установить маршруты передвижений: Волга, Ока, Протва, Кама, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал и т.д. В поисках сюжетов он изъездил всю центральную Россию вдоль и поперек. Так было до начала девяностых годов. Последующие годы его творческой жизни шли под знаком путешествий на Север. На протяжении двенадцати лет (1902 – 1914) ежегодно каждое лето он отправлялся к полюбившимся ему местам, о которых однажды сказал: «Суров и неприветлив Север, но меня к нему тянет. Поеду опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям». Поездки эти были тяжелы и опасны. О посещении Новой земли в 1913 году (из Архангельска туда два раза в год в период навигации отправляется пароход) Переплетчиков рассказывал: «Било и трепало наш пароход почти весь двухнедельный рейс. Часов двенадцать стояли под туманом. Кругом ревущий океан, весь слившийся с белой мглой. Пароходные тревожные свистки и мерный, умирающий в пустом покрове тумана, звон колокола на вахте».
В странствиях по Северу, «вооружившись» этюдником и записной книжкой, он побывал на Белом море, Северной Двине, Сухони, работал в Архангельске, Гороховце, Усть-Пинеге, Ухтострове, Курострове, жил в Сийском и Красногорском монастырях. На Новой земле он посещает становище «самоедов» «Белужья губа», где обитал его ученик Тыко Вылка, добирается до самого северного европейского поселения «Ольгинское становище», пытается разыскать следы пропавших экспедиций Русанова, Седова и т.д. Возвращаясь на большую землю, он занимается просветительской работой, читает о Севере лекции, публикует дневниковые записи, сделанные там. Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |