А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934)

 

В жизни и творчестве композитора, живописца, педагога и мыслителя М. В. Матюшина музыка и живопись постоянно соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и породили своеобразную цвето-музыкальную теорию.

Он учился в Московской консерватории в 1876-81 гг., а с 1881 по 1913 г. был "первой скрипкой" императорского оркестра в Петербурге. В те же годы (1894-98) он занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в 1903-05 гг. - в студии художника Я. Ф. Ционглинского и в 1906-08 гг. - в частной студии Е. Н. Званцевой.

В студии Ционглинского он познакомился с Е. Г. Гуро, своей будущей женой, единомышленницей, тоже многосторонне одаренным человеком. Вместе они основали издательство "Журавль", выпустившее до 1917 г. двадцать книг. Сблизившись с поэтами и художниками-футуристами Д. Д. и В. Д. Бурлюками, В. В. Каменским, В. В. Хлебниковым, Матюшин одновременно общается с писателями старшего поколения - В. И. Ивановым, А. М. Ремизовым, Ф. К Сологубом.

По инициативе Матюшина и Гуро в ноябре 1909 г. создано петербургское общество художников "Союз молодежи" (1910-14). На шести выставках общества было представлено, по существу, все многообразие течений современного авангарда. Сами же они в художественной жизни того времени являлись полюсом интуитивного, органического, синтетического, в противовес полюсу конструктивного, механического, аналитического московского авангарда.

В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах Успенского. "Союз молодежи" совместно с поэтическим объединением "Гилея", куда входили В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц, провозгласил учреждение нового футуристического театра "Будетлянин" и в декабре 1913 г. представил оперу Крученых "Победа над солнцем", музыку к которой написал Матюшин, а оформление выполнили Малевич и Крученых.

С 1914 г. Матюшин выступал как писатель, художественный критик и публицист. Он издал книгу А. Глеза и Ж. Метсенже "О кубизме", которая вызвала большой резонанс. В "Первом русском журнале русских футуристов" опубликовал статью "Футуризм в Петербурге". Создал музыкальные композиции "Дон-Кихот", "Осенний сон".

В 1916 г. написал ряд "медитационных" пейзажей, в которых звучала тема встречи неба и земли: небо опускается на землю, а земля возносится в небо. Матюшин-исследователь вошел в историю русского искусства как создатель оригинальной теории "расширенного смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Разные аспекты этих проблем нашли отражение в статьях, докладах, лекциях Матюшина 1920-х гг.: "Опыт художника новой меры" (1912-26), "Наука в искусстве" (1926), "Опыт нового ощущения пространства" (1928), "Что такое органическая культура в искусстве" (1927-28).

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.