А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Мансуров Павел Андреевич (1896-1983)

 

Творческая биография П. А. Мансурова начинается с занятий в ЦУТР в Петербурге (1909-14), где он обучался гравюре и офорту под руководством В. В. Матэ. Одновременно (с 1912 г.) Мансуров посещал Рисовальную школу при ОПХ.

В 1915 г. художник был мобилизован в Первый авиационный полк, а затем служил в Управлении Военно-воздушного флота, где делал чертежи ангаров для самолетов. Восхищение трудом авиаконструкторов и техникой вообще отразилось в дальнейшем в его художественном творчестве, когда он увлекся поисками живописных формул единых "экономичных законов", лежащих и в основе создания новой техники, и в творчестве самой природы, которая, следуя этим законам, создает бабочку или цветок.

В 1917 г. Мансуров выполнил декорации и костюмы для петроградского артистического кабаре "Привал комедиантов". В первые дни октябрьского переворота он явился к А. В. Луначарскому и предложил представителю новой власти себя в качестве художника. Этот решительный поступок во многом определил в ближайшем будущем связующую роль Мансурова между художественным авангардом и Наркомпросом, который возглавлял Луначарский. В. Е. Татлин, К С. Малевич, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов - такие разные в своих теоретических творческих установках - тепло относились к молодому художнику.

В долгих спорах с ними рождались его собственные концепции. Вслед за Татлиным Мансуров начал работать на доске, используя ее фактуру как выразительное средство в своих композициях. В 1919 г. он ассистировал Татлину в работе над проектом знаменитой "Башни" - памятника III Интернационала. Идеи "отца русского конструктивизма" об утилитарной экономичности создаваемых форм были созвучны Мансурову, однако в дальнейшем урбанизм конструктивистов оттолкнул его. Художник испытал и сильное влияние супрематизма К. С. Малевича, но уже в 1922 г. пришел к выводу, что активное воздействие на зрителя оказывают не только плоские, но и объемные геометрические формы.

Важную роль для него сыграла концепция пластического пространства М. В. Матюшина. Молодого художника поражала и тщательная "сделанность" картин П. Н. Филонова, у которого он заимствовал и сам термин "живописная формула" для обозначения многих своих композиций.

Деятельность Мансурова в первые послереволюционные годы была интенсивной и разнообразной. В 1918-19 гг. он создает декорации к балету "Упманн, или Курительная штука" на музыку А. С. Лурье, участвует в оформлении "Мистерии-буфф" В. В. Маяковского, иллюстрирует брошюру Н. Н. Пунина "Бедные люди", украшает декоративными панно "Европа" и "Азия" Исаакиевскую площадь к первой годовщине Октябрьской революции, участвует в Первой государственной свободной выставке произведений искусства (1919).

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Rambler's Top100 Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.