|
Лисицкий Лазарь Маркович
(1890-1941). Продолжение
Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься
отвлеченной, последовательно языковой абстракцией. Поэтому позднее
он сблизится с производственниками и конструктивистами, в 1925 г.
вступит в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) и станет
преподавать во Вхутемасе дисциплину "Проектирование мебели"; его
дизайнерский дар проявится в оформлении советских павильонов на
международных выставках ("Пресса" в Кёльне, 1924; "Фильм и фото" в
Штутгарте, 1929; выставка гигиены в Дрездене и выставка пушнины в
Лейпциге, 1930). Но это случится уже после того, как художник
переживет свой самый деятельный период: будучи командирован в Берлин
в 1921 г., до 1925-го он практически исполнял в Европе роль эмиссара
нового советского искусства.
Пропагандируя советский авангард в стилевом
единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм,
рационализм), Лисицкий встраивал его в западный контекст. Совместно
с И. Г. Эренбургом он основал журнал "Вещь" (1922), с М. Штамом и Г.
Шмидтом - журнал "АВС" (1925), с Г. Арпом издал книгу-монтаж "Кунстизм"
(Цюрих, 1925), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво"
("Esprit nouveau"). Он стал членом голландского архитектурного
объединения "Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом
продолжал много работать в рекламной и книжной графике (в Берлине в
1923 г. вышла, наверное, лучшая его книга - "Для голоса" В. В.
Маяковского), в фотографии и плакате.
После столь активной деятельности последующий
московский период буквально зияет неосуществленными архитектурными
проектами - время радикального искусства кончалось. В 1930-х гг.
Лисицкий оформляет журнал "СССР на стройке" (1932-40), альбомы "15
лет СССР", "15 лет РККА" и др. Из перечисленных им в анкете своих
профессий - "инженер-архитектор, живописец, фотописец, печатник" -
отчасти востребованными остаются две последние, и лишь в них падение
уровня не выглядит слишком удручающим.
Назад
Картины художника
|
|