А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ле Дантю Михаил Васильевич (1891-1917)

 

Михаил Васильевич Ле-Дантю принадлежит к числу живописцев, сумевших за молниеносно-краткий жизненный срок, отпущенный ему судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным художником, мастером.

Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен. Не сохранилась могила художника, как не сохранилось и большинство его работ — они рассеялись по свету в тяжкие военные и первые послереволюционные годы. Круг уцелевших произведений невелик: не более полутора десятков полотен, два-три альбома с набросками и композициями — вот все, что осталось от некогда обширного наследия; около восьмидесяти холстов было перечислено в списке, составленном друзьями после смерти живописца. Художественный уровень сохранившихся вещей, однако, столь высок, что становится очевидным — без исследования работ Ле-Дантю история русского искусства будет неполной. Такое исследование, сопровождаемое, хочется надеяться, новыми находками — дело будущего, а пока творчество художника окружено многими тайнами.

Фамилия Ле-Дантю тем не менее хорошо известна в русской истории. Одна из драматических, прекрасных ее страниц — жизнь и подвиг молодой француженки Камиллы Ле-Дантю, последовавшей за своим избранником, декабристом В.П.Ивашевым, в Сибирь и сумевшей добиться разрешения на венчание в остроге. На каторгу к дочери и зятю, преодолев чиновничьи препоны, приехала мать Камиллы, Мария Петровна — как на русский манер звали француженку Мари-Сесиль, урожденную Вабль. Мари-Сесиль, по первому мужу Вармо, в России обосновалась в конце 18 века вместе со своим вторым супругом Пьером Ле-Дантю. Ее старшая дочь Сидония, выйдя замуж за симбирского помещика В. И. Григоровича, стала матерью Дмитрия Васильевича Григоровича, будущего писателя. Младший же сын Марии Петровны, Евгений Петрович Ле-Дантю, был прадедом художника по прямой линии.

Род Ле-Дантю обрусел уже в первой половине 19 века; отец Михаила Васильевича прожил обыкновенную героическую жизнь русского интеллигента-разночинца: студент-медик, участник революционно-демократического движения, политический ссыльный. В ссылке, в селе Чижово Бежицкого уезда Тверской губернии, у земского врача В.В. Ле-Дантю родился сын. Мать с маленьким мальчиком вернулась в Петербург вскоре после смерти мужа, рано погибшего при работе на эпидемии холеры.

В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. Страсть к рисованию, проявившаяся года в три-четыре, лишь только рука сумела держать карандаш, привела молодого человека сначала в студию Я.Я. Ционглинского, затем — Вернштейна, а через год, летом 1909, он поступил в Академию художеств. Возмужание Ле-Дантю как личности и как художника идет стремительно, словно в предчувствии недолгого жизненного пути. Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. В 1911 году Михаил Васильевич участвует в постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф»; стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к народному искусству.

 

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Rambler's Top100 Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.