|
Лансере Евгений Евгеньевич
(1875-1946)
Семейная традиция (отец - скульптор Е. А.
Лансере, дядя - А. Н. Бенуа)
предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.
Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он,
так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался
членом объединения "Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во
многом разделив коллективную программу европеизации искусства,
Лансере остался не затронут характерным для его круга
ностальгическим ретроспективизмом.
Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое
руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская
охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы
Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского
Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в
исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка",
1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906;
"Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть
радостное, романтически-взволнованное повествование, любование
архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой
петербургских марин.
Сатирические рисунки в журналах "Зритель",
"Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на
себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря
русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже
несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира
Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность
очевидна.
Лучшая предреволюционная работа Лансере -
иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н. Толстого (в полном виде книга
вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой
биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного
ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий
декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к
толстовским "Казакам" (1917-36).
Кавказская тема сделалась важнейшей для художника
и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в
Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее
этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в
этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап
его деятельности, связанный отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом
театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны
ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого
театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов
молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и
органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли
выход в этой сфере.
Характерно, что, работая над плафоном ресторана
Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных
дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии
изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь
же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из
последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия"
(1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия
выражает неизменно важную для художника тему исторической
преемственности.
Картины художника
|
|