А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Кравченко Алексей Ильич (1889-1940)

 

Русский художник, мастер станковой и книжной графики, представитель символизма и модерна.

 Родился 30 января (11 февраля) 1889 в Покровской слободе (ныне Энгельс, Саратовская губерния) в крестьянской семье. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904-1905, 1907-1910), где его наставниками были С.В.Иванов, К.А.Коровин и В.А.Серов, а также в школе Ш.Холлоши в Мюнхене (1906). В разное время посетил Италию, Индию, Францию и США. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1915) и объединения «Четыре искусства» (с 1925). Первоначально работал в Саратове (1918-1921) — как художник сцены и праздничного агитпропа, — затем обосновался в Москве.

 Выступал преимущественно как график (в техниках гравюры на дереве и линолеуме, офорта и рисунка). Охотно обращался также к темпере и акварели. Развивал принципы символизма и модерна в их более традиционном, оппозиционном к авангарду ключе. Его пейзажные серии проникнуты романтической ностальгией по красоте (Русский пейзаж, 1908-1916; Индия, 1913-1914; Италия, 1910-1911, 1925-1926; Париж, 1926; По Кавказу, 1934); даже американские небоскребы обретают у него подобие барочных дворцов (Нью-Йорк. Центральный парк, гравюра на дереве, 1929). После революции легко подключал эту романтику к программе соцреализма, придавая ей историко-революционное либо индустриальное звучание (серии Жизнь женщины в прошлом и настоящем, 1928; Мавзолей Ленина, 1930-1933; Днепрострой, 1930-1931); на фоне средней выставочной продукции межвоенных лет эти листы выделялись своим изысканным эстетизмом. По-своему значительна его живопись маслом, погруженная в мир театрализованных фантазий (Венецианский пир, 1919-1921; Поцелуй, 1930; обе работы — в частном собрании, Москва). Глубинное кредо романтика-эстета, по-видимому, лучше всего выразил в станковой ксилографии Страдивари в своей мастерской (1926), представляющей как бы иносказательный автопортрет.

 Органичней всего лирический модернизм Кравченко проявился в искусстве книги. В этих сериях (иллюстрации к Венедиктову А.В.Чаянова, 1922; Деревянной королеве Л.М.Леонова, 1923; Портрету Н.В.Гоголя, 1928; Повелителю блох Э.Т.А.Гофмана, 1929; Пиковой даме А.С.Пушкина, 1939-1940; и др.) доминирует стихия иррационального, воистину «гофмановского» гротеска, динамично проступающего в игре черно-белых контрастов. В 1925-1929 опубликовал (в нескольких выпусках) мемуарные Записи прошлого.


Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.