А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Кошелев Николай Андреевич (1840-1918)
Отсутствие материальных средств не позволило в детстве будущему профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо нее одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. И стало бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника больше, ни прими участие в судьбе Николая Кошелева местная помещица. Три года юноша жил в ее семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861). Первые годы обучения Н. Кошелев просто бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. И несмотря на это, жажда творчества заставляла его идти вперед — за 1862 год студент Кошелев получил три серебряных медали. А в 1863 году было куплено несколько его работ, что наконец-то улучшило материальное положение художника. С 1865 года Н.А. Кошелев в течение нескольких лет работает над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Именно за эти работы он становится академиком (1873) и профессором (1878) Академии художеств. Своими жизнью и творчеством (а кисти художника принадлежат также замечательные портреты, пейзажи и жанровые картины) Н.А. Кошелев словно доказал, что и "в живописи нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам" (мы позволили себе с заменой лишь одного слова повторить известные слова К. Маркса — они органично применимы к судьбе отечественного художника). Наибольший интерес среди его произведений представляет цикл «Крестного пути», написанный для храма св. Вел. Кн. Александра Невского в Иерусалиме. В "Сообщениях Императорского Православного Палестинского общества" описан интерьер иерусалимской церкви св. Александра Невского в 1892 году:
"…На западной и боковых стенах между окнами поставлены до 30 икон палестинских и русских святых... работы художника Пасхина. Под ними целый ряд икон, с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы Н. А.Кошелева, изображает всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб. Из этих описаний становится ясным, что к 1892 году были исполнены только пять образов из двадцати. В сообщении также указано, что летом 1891 года художник побывал в Палестине. Путешествуя по Святой Земле, он запечатлел серию пейзажей, видов и древностей Иерусалима. Большинство этих произведений ныне хранится в Нижегородском художественном музее. Палестинские виды Н. Кошелева представляют собой редкий пример пейзажного творчества автора как исторического живописца.
В Государственном музее истории религии в Петербурге хранится десять так называемых подготовительных эскизов, выполненных Н. Кошелевым маслом на бумаге. На двух из них надписи, свидетельствующие о том, что создавались они для церкви св. Александра Невского в Святом Граде. Работы цикла «Крестный путь» несколько различаются по своему живописному решению.
Большинство образов написано широко и размашисто, почти эскизно. Художник использует игру света и тени, что придает его трудам динамичность и эмоциональную напряженность. Часть работ выполнена в духе жанровой живописи и напоминает картины на евангельские сюжеты мастеров второй половины XIX века.
Полотна написаны в стиле позднего академизма с оттенком салонного искусства, а частично - в реалистической манере. Все восемнадцать работ цикла «Крестный путь» в Иерусалиме, размером 352 х 210 см, выполнены на конопляных холстах и маслом. Сведений о последних годах жизни художника почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук.
Императорское Православное Палестинское Общество Иерусалим и Ближний Восток Картины художника |
|
Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта. Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами. |