А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Кошелев Николай Андреевич (1840-1918)

 

Отсутствие материальных средств не позволило в детстве будущему профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо нее одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. И стало бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника больше, ни прими участие в судьбе Николая Кошелева местная помещица. Три года юноша жил в ее семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861).

Первые годы обучения Н. Кошелев просто бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. И несмотря на это, жажда творчества заставляла его идти вперед — за 1862 год студент Кошелев получил три серебряных медали. А в 1863 году было куплено несколько его работ, что наконец-то улучшило материальное положение художника.

С 1865 года Н.А. Кошелев в течение нескольких лет работает над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Именно за эти работы он становится академиком (1873) и профессором (1878) Академии художеств. Своими жизнью и творчеством (а кисти художника принадлежат также замечательные портреты, пейзажи и жанровые картины) Н.А. Кошелев словно доказал, что и "в живописи нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам" (мы позволили себе с заменой лишь одного слова повторить известные слова К. Маркса — они органично применимы к судьбе отечественного художника).

 Наибольший интерес среди его произведений представляет цикл «Крестного пути», написанный для храма св. Вел. Кн. Александра Невского в Иерусалиме.
 Эти восемнадцать полотен представляют собой не традиционные иконы в собственном смысле слова – это монументальный художественный цикл на тему «Крестный путь Спасителя».

 В "Сообщениях Императорского Православного Палестинского общества" описан интерьер иерусалимской церкви св. Александра Невского в 1892 году: "…На западной и боковых стенах между окнами поставлены до 30 икон палестинских и русских святых... работы художника Пасхина. Под ними целый ряд икон, с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы Н. А.Кошелева, изображает всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб.
 Ныне из этих 20 икон готовы только 5: 1) Моление о чаше, 2) Иисус Христос будит своих учеников, 3) Предание Иисуса Христа, 4) Иисус, ведомый к Каиафе и 5) Иисус перед Пилатом..."

 Из этих описаний становится ясным, что к 1892 году были исполнены только пять образов из двадцати. В сообщении также указано, что летом 1891 года художник побывал в Палестине. Путешествуя по Святой Земле, он запечатлел серию пейзажей, видов и древностей Иерусалима. Большинство этих произведений ныне хранится в Нижегородском художественном музее. Палестинские виды Н. Кошелева представляют собой редкий пример пейзажного творчества автора как исторического живописца. В Государственном музее истории религии в Петербурге хранится десять так называемых подготовительных эскизов, выполненных Н. Кошелевым маслом на бумаге. На двух из них надписи, свидетельствующие о том, что создавались они для церкви св. Александра Невского в Святом Граде.
 Совпадая по сюжетам, композиционно они сильно отличаются от окончательного варианта образов для иерусалимского храма. Кроме того, в фонде рисунка Русского музея в Петербурге есть около десятка акварельных эскизов Н. Кошелева. Часть из них очень близка по композиции к полотнам в храме св. Александра Невского в Иерусалиме или буквально совпадает с ними.

 Работы цикла «Крестный путь» несколько различаются по своему живописному решению. Большинство образов написано широко и размашисто, почти эскизно. Художник использует игру света и тени, что придает его трудам динамичность и эмоциональную напряженность. Часть работ выполнена в духе жанровой живописи и напоминает картины на евангельские сюжеты мастеров второй половины XIX века. Полотна написаны в стиле позднего академизма с оттенком салонного искусства, а частично - в реалистической манере.
 Одновременно с этим академизм Н. Кошелева носит несколько выраженный национальный русский оттенок.

 Все восемнадцать работ цикла «Крестный путь» в Иерусалиме, размером 352 х 210 см, выполнены на конопляных холстах и маслом.

 Сведений о последних годах жизни художника почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук.

Императорское Православное Палестинское Общество Иерусалим и Ближний Восток

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Rambler's Top100 Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.