|
Жуковский Станислав Юлианович
(1873-1944). Продолжение

С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много
усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом.
Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них
играют окна, в которых виден окружающий пейзаж ("Радостный май",
"Поэзия старого дворянского дома", обе 1912; "Весенние лучи", 1913;
"Комната в имении Барсове", 1916; "Кусково. Малиновая гостиная",
1917, и др.). Художник любит писать и просто окна - эту прозрачную
границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и
большим внешним миром, частью которого он является ("Первые
предвестники весны", 1910; "Подснежники", "Праздник весны", обе
1911).
После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему
интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он
живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г.
персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие
нападки авангардистской критики.
Постепенно Жуковский утверждается в намерении
покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в
его искусстве остается прежним ("Перед маскарадом. Портрет жены",
1923; "Речка в Полесье", "Осеннее утро", "Иней", все 1928, "Лунная
ночь. Жасмин и пионы", 1920-е, и др.). Только мазок становится,
пожалуй, еще более текучим.
В годы европейского экономического кризиса конца
1920-х - начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них
влиятельнейший И. И. Бродский,
настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он
соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания
ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами
после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время
восстания погибли и многие его картины.
Назад
Картины художника
|
|