|
Хруцкий Иван Фомич (Трофимович)
(1810-1885)
И. Ф. Хруцкий, поляк по национальности, белорус
по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле
русской академической школы. Его дарование было скромным, однако
весьма характерным для мастера салонно-академического направления,
работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев
публики.
В историю русского искусства Хруцкий вошел своими
натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с
иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х
гг. - период формирования и распространения натюрморта в России,
имели большой успех у публики и породили волну подражаний.
О ранних годах жизни Хрупкого известно не много.
Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее.
В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ.
Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как
А.Г.Варнек,
М.Н.Воробьев, К П.Брюллов,
Ф.А.Бруни.
К 1832 г. относятся первые датированные этюды
художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним
примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833;
"Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками,
виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми
композициями.
Так обозначается главное направление творчества
Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в
официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних
незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов,
Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по
размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей
множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды",
1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты,
битая дичь", все 1830-х, и др.).
Эти произведения вызывали восхищение зрителей и
критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что
художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями,
добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую
сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с
лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу
человеческого присутствия.
Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого:
в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836
г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к
хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик
М.Н.Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего
последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге",
1839; "Вид в имении", 1847, и др.).
Продолжение
Картины художника
|
|