|
Фирсов Иван Иванович
(1733-1785)
Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет,
по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами,
резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении
города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра
III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотарные
работы", однако быстро обратил на себя внимание художников.
В 1747 г. он находится уже в "живописной команде" Канцелярии от
строений и работает под руководством
И. Я. Вишнякова и Д. Валериани.
В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра
Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным
постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры.
В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских
театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II, будучи
уже одним из известных русских художников, он был отправлен «в чужие
краи на два года для лучшего живописной и театральной науке
обучения».
В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере
свободы, независимости, почтительности. Там написал единственное
свое достоверное произведение - это знаменитая картина "Юный
живописец" (1760-е), одна из первых в русском бытовом жанре.
Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы.
Мальчик-живописец перед большим мольбертом пишет портрет маленькой
девочки, которая устала от долгого позирования. Стоящая рядом с ней
молодая женщина, вероятно, уговаривает ее посидеть еще немного.
Фирсов замечательно передает естественность поз и движений.
Мастерскую заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на
столе - женский мраморный бюст, несколько книг и манекен из
папье-маше, изображающий фигуру человека.
В русской живописи того времени трудно найти столь же непринужденно,
свободно переданное пространство. Колорит картины розово-серый,
серебристый. Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С.
Шардена, однако просто подражателем не стал. Он заимствовал главный
художественный принцип - увидеть поэзию повседневности и
запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей
одухотворенности.
Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел
"крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с
большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа
театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и
праздников, под началом третьестепенных иностранных художников -
вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым
психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей
судьбе не сохранилось.
Работы художника
|
|