|
Федотов Павел Андреевич
(1815-1852). Продолжение
В 1847 году Федотов пишет картину на сюжет басни
Крылова “Разборчивая невеста”, в которой ярко проявилось живописное
мастерство Федотова, оттачиваемое годами. На этой картине, как наяву,
мы видим и блеск красного дерева и мерцающее золото рам, переливы шелка
на плате невесты и мягкий ворс ковров, к которому хочется прикоснуться.
Художник с беспощадной сатирой изображает характеры персонажей: жеманную
старую деву, ее жениха-горбуна и осчастливленных родителей.
Композиция в картинах Федотова становится наиболее
выразительной, выявляя основной смысл, концентрируясь на главных персонажах.
В картине “Завтрак аристократа” (1849) художник раскрывает ничтожество
светского хлыща, промотавшего состояние. Отношение художника к персонажу
мы видим по тому, как он изобразил напряженную неуклюжую позу аристократа,
пытающегося торопливо спрятать кусок хлеба от нежданного гостя.
Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному
тогда в Академии художеств К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась
по всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов
пришел в восхищение и благословил молодого художника, сказав ему на
прощание: “Поздравляю вас, Вы меня обогнали”. “Попытайтесь, пожалуй,
чего не может твердая воля, постоянство и труд”. Эти напутственные слова
не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов
за работу, стараясь сделать намного больше.
Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам,
работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики
и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину
“Сватовство майора” (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Эта
картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла
Федотову славу и известность.. Житейский, ничем не примечательный эпизод
из жизни купечества — женитьба бедного майора на богатой купеческой
дочери — приобретает в этой картине обобщающее значение. Федотов своим
произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые
были привычны в николаевской России. В. В. Стасов писал: “Это была снова
трагедия, грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы”.
В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. Композиция
картины естественна и проста, фигуры персонажей тесно связаны друг с
другом, очень выразителен язык жестов.
Картина эта была готова к академической выставке
1849 г., на которой была экспонирована вместе со “Свежим кавалером”
и “Разборчивой невестой”. Выставку посетило огромное количество людей,
толпы зрителей толкались перед этими произведениями; всем хотелось вдоволь
налюбоваться произведениями художника, посвященными реальной жизни,
полными мысли и здорового юмора и невиданными еще в русской живописи.
Публика была в восторге от творчества Федотова, его имя стало известно
всей столице, а за тем и по всей России. Совет Академии единогласно
признал художника академиком, в кругу художников на нового академика
стали смотреть как на честь и гордость русской школы; газеты и журналы
затрубили ему восторженную хвалу; повсюду, от аристократической гостиной
и до каморки рыночного торговца, говорили о работах молодого жанриста.
Популярности Федотова способствовало и то обстоятельство, что почти
одновременно со “Сватовством майора” стало известно стихотворное объяснение
этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных
копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии, большинство художественных
идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его
пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала
давшая художнику содержание для стихотворения, впоследствии делалась
сюжетом его рисунка или картины. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные
пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал
их на музыку. Художник не придавал большого значения своим стихам и
не отдавал их в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким
знакомым. И те, и другие считали объяснение к “Сватовству майора” самым
удачным произведением Федотовской поэзии и охотно рассказывали его всем
и каждому.
Академическая выставка 1849 г. доставила Федотову
не только славу и почет, но и улучшение материальных средств: в дополнение
к пенсии, получаемой из государственного казначейства, велено было отпускать
ему по 300 рублей в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества
на поощрение достойных художников. Это было очень важно для Федотова,
так как материальное положение его родных в это время ухудшилось и он
должен был усилить свою помощь.
По окончании выставки художник отправился в Москву,
чтобы повидаться с родными и устроить дела отца. Москвичи встретили
земляка с распростертыми объятиями. Из его картин, красовавшихся на
петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена
выставка, которая привела московскую публику в такой же, если еще не
в больший восторг, как и петербургскую.
Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным
радужных надежд и снова стал усиленно работать. До этого его творчество
было направлено на обличению пошлых и темных сторон русской жизни, теперь
он хотел внести в свое творчество новый элемент — истолкование явлений
светлых и отрадных. В 1851 — 52 гг. написал картину “Вдовушка”, на возникновение
замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся
после смерти мужа с двумя маленькими детьми. В этой картине художник
с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной
женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка. Почти одновременно
с “Вдовушкой” Федотов написал: “Анкор, еще анкор!” (1850 — 1851) и “Игроки”
(1852). Затем принялся за композицию “Возвращение институтки в родительский
дом”, вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: “Приезд государя
в патриотический институт”, оставшимся также разработанным только наполовину.
Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная
роль отдается цветовой гамме, которая, в картине “Анкор, еще анкор!”,
например, продиктована характером замысла. Холодное ярко-синее небо
в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную
тревожную атмосферу. Эта картина считается вершиной творческого развития
художника и признана одним из шедевров русской реалистической живописи
XIX века.
Благодаря Федотову, его критическому отношению к
действительности жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой
социальной значимости. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером,
имевшим свое творческое лицо. В последние годы жизни Федотов пишет портретов,
лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849). Посыпались
заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим, возник
замысел издать альбом нравственно-критических сцен, но радость была
недолгой и не всем замыслам художника было суждено осуществиться.
Наступил самый тяжелый период в жизни художника.
В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Французская революция 1848
года, волна демократического движения в России, дело петрашевцев повлияли
на судьбу Федотова, который был связан с последними и его имя фигурировало
в процессе над ними. Это было мрачное время николаевского произвола
и цензурного террора. Любое проявление критической мысли преследовалось.
“Многому бы народ научил, да цензура мешает” — писал художник в те годы.
Был закрыт журнал “Современник”, в котором сотрудничал и Федотов, не
увидели свет рисунки Федотова из “Нравственно-критической серии”, были
запрещены литографии с его картин, все заказы были аннулированы. Художник
оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Федотов
все больше убеждался, что ему недостает серьезной подготовки для быстрой
и свободной передачи своих идей. Он настойчиво трудился совершенствуя
свою художественную технику. Но его пенсии и пособия было недостаточно,
чтобы иметь кров и еду, покупать художественные материалы, нанимать
натуру и высылать в Москву пособие родным, которые, несмотря на заботу
о них художника, впали в полную нищету. Приходилось, отложив на неопределенный
срок новые композиции, добывать деньги менее серьезными работами: дешевыми
портретами и копированием своих произведений.
Все случившееся с художником не могло не отразиться
на его здоровье, а последней каплей стала статья П. Леонтьева ““Эстетическое
кое-что по поводу картин и эскизов господина Федотова”, которая была
напечатана в “Московитянине”. В этой статье Леонтьев уничижительно отозвался
о работах художника и высказал такую мысль, что творчеству Федотова
нет места русском искусстве.
Постоянное физическое и умственное напряжение, неспокойное
душевное состояние оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова.
Непрерывные занятия живописью, особенно в вечернее и ночное время привели
к приливам крови к мозгу, частым головным болям, болезни глаз и к слабости
зрения; художник состарился не по годам, веселость и общительность,
присущие его характере сменились задумчивостью и молчаливостью. Наконец
болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья
и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских
лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание
500 рублей, повелев приложить всевозможные усилия к его исцелению. Но
улучшения не наступило. Осенью 1852 г. Федотова перевели в больницу
Всех скорбящих, где он и умер 14 ноября того же года.
Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры,
от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю
жизнь не покладая рук. В творчестве Федотова существовали два направления,
не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. В работах,
которые относятся к первому направлению и ограничиваются рисунками и
эскизными набросками, чувствуется сильное влияние Гогарта. В них Федотов,
еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения
действительности, сколько успевает рельефно выставить напоказ общечеловеческие
слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных
ему русских нравов. Основная идея этих произведений подчеркивается побочными
эпизодами, прибавляемыми к главной сцене. Художник не скупится на аксессуары,
усиливающие восприятие сюжета; движения человеческих фигур хотя и характерны,
но угловаты и утрированны; то же самое надо сказать и о лицах, тип и
экспрессия которых переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент
этих работ — карикатура. Но по мере того, как художник осваивался с
приемами живописи, характер его произведений изменялся. Художник все
сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая
ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в
реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность
композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись
простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции,
становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. Стремясь
идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. Федотов
благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию
достиг блестящих результатов. Эти результаты могли бы быть гораздо крупнее,
если бы судьба не была бы с ним так жестока, а его жизнь не прервалась
бы так рано. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы
его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского
искусства. Он открыл новую, еще никем до него не изведанную в живописи
тему национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример
удачной ее разработки и оставил ее в наследство талантливым потомкам.
Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не
обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками
и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на
свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена
его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие
плоды”.
Назад
Работы художника
|
|