А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ермолаева Вера Михайловна
(1893-1938)

 

Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда.

В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма.

В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26).

Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной силой цвета.

В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией "Деревня", добиваясь в ней монументальной укрупненности изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала живописно-пластической трактовкой предметов.

Гораздо лучше известна деятельность Ермолаевой как иллюстратора детских книг. Еще в 1918 г. она вместе с группой художников организовала в Петрограде книгоиздательскую артель "Сегодня", которая выпускала крохотными тиражами детские книжки, украшенные гравюрами на линолеуме, и сама исполнила иллюстрации к трем из них: "Мышата" и "Петух" Н. Венгрова, "Пионеры" У. Уитмена.

После возвращения в Петроград Ермолаева сотрудничала с журналами "Новый Робинзон" и "Воробей", потом с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства и быстро вошла в число ведущих художников детской книги. Опираясь на собственный живописный опыт, она создала индивидуальный стиль, в котором важную роль играли сильный цвет и острая, порой гротескная пластика. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И. Хармса ("Иван Иваныч Самовар", 1929-30), Н. А. Заболоцкого ("Хорошие сапоги", 1928), А. И. Введенского ("Рыбаки", 1929-30; "Подвиг пионера Мочина", 1931) и сама была автором остроумных книжек-картинок - "Горе-кучер" (1928), "Собачки" (1929), "Маски зверей" (1930).

На рубеже 1920-х и 1930-х гг. вышла небольшая серия книжек с баснями И. А. Крылова, сопровождавшимися ее экспрессивными черно-белыми рисунками. В 1933-34 гг. Ермолаева по собственной инициативе иллюстрировала произведения мировой классической литературы - "Рейнеке-Лис" И.-В. Гёте (цветная литография), "Дон-Кихот" М. Сервантеса и "О природе вещей" Лукреция Кара (гуашь).

Работа эта осталась неоконченной. В конце 1934 г., в ходе кампании террора, развернутой в связи убийством С. М. Кирова, Ермолаева (после тяжелого заболевания передвигавшаяся только с помощью костылей) была арестована и сослана в Казахстан. Ни точная дата ее смерти, ни место захоронения не известны.

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.