|
Ерменёв Иван Алексеевич
(1746- после 1792)
"Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь
немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой,
досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических
сведений, да еще таких скудных", - писал А. Н. Савинов, автор
единственной монографии о художнике (1982).
С того времени ничего не изменилось. Не
обнаружены новые документы. Не увеличился список его работ,
состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о художнике
известно немногое.
В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев
окончил Петербургскую Академию Художеств. Здесь он занимался в
архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, а
завершил обучение в живописном классе
С. Торелли, прославившегося
своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью
барочного стиля.
Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам
композициях-аллегориях "На бракосочетание цесаревича Павла Петровича
и Наталии Алексеевны" (1773) и "Благоденствие России" (1774).
Однако самой значительной работой художника,
обеспечившей ему почетное место в истории русского искусства, стала
серия из 8 акварелей "Нищие". Относительно ее датировки у
специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия
выполнена в период от середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда
художника в Париж. Шесть листов изображают одетых в лохмотья слепых
стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное
впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие,
как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на
фоне низкого горизонта. Две другие акварели - "Поющие слепцы" и
особенно "Крестьяне за обедом" - отличает жанровое решение темы,
сближающее их с работами современника Ерменева - живописца
М. Шибанова.
Однако никому из русских художников ни до ни
после Ерменева не удалось показать человеческие страдания в
эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом, как
это сделал он.
Весной 1775 г. имя Ерменева значится в
списках допущенных к занятиям в классах парижской Королевской
академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до 1788
г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько
рисунков. "Жанровая сцена. Мужчина у стола" и "Аллегория" датированы
самим художником: "1788 г.". Более ранние датировки трех других
рисунков предложены А. Н. Савиновым: "Христос среди учителей",
"Милосердный самаритянин" (оба второй половины 1770-х - начала
1780-х гг.), "Поклонение пастухов" (не позднее января 1781 г.).
Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому
направлению того времени. Они выполнены в традициях французской
академической школы. Тем большее значение приобретают рисунки,
относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в Париже и
свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном
представлена бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого
художника. Другой рисунок в аллегорической форме передает тяжелую и
смутную атмосферу ожидания надвигающихся грозных событий. Ерменев
вынужден был покинуть Францию накануне революционных потрясений.
О последнем, петербургском периоде жизни
художника почти ничего не известно. Не сохранилось ни одного
произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного
офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и даты его смерти.
Картины художника
|
|