|
Егоров Алексей Егорович
(1776-1851)
Один из самых одаренных мастеров академического
рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского
Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.
О ранних годах художника не известно почти
ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время
боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда
остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как
попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном
доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.
В академических классах Егоров учился у
профессоров И. А. Акимова и
Г.
И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика,
упроченную медалями за рисунки с натуры.
Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной
поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г.
вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он
был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь
редкая для вчерашнего выпускника.
О пребывании Егорова в Италии ходило
множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении
натурного класса русский художник поразил присутствующих своим
мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно,
в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели,
потому что к моменту его прихода в класс более удобные места
оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства:
в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому
никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это
сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы
умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав
с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за
рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько
золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.
Егоров приобрел в Италии необычайную
популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма -
А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова
для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии
в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался
этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства,
возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность
адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз
композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.
Дальнейшая, более чем тридцатилетняя,
служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам
академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором
исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в
1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической
иерархии.
Продолжение
Картины художника
|
|