|
Древин Александр Давидович
(1869-1938). Продолжение
Немного позднее, в полотнах "Уральского цикла"
(1926-29), художник уходит от внешней экспрессии начала 1920-х гг. к
внутренней сдержанности, упругой насыщенности цвета. Но в полную
силу Древин заявляет о себе как о зрелом мастере в следующем
живописном цикле, выполненном по впечатлениям от поездки в 1930 г.
на Алтай и в Восточный Казахстан. "Алтай особо повлиял на меня своей
красочной природой, большими пространствами; его необыкновенная сила
света изменила мою живопись", - отмечает Древин в "Автобиографии".
Именно в этом необжитом краю художник пережил полное единение с
природой. Нерасчленимость видения природы и ее воплощения на холсте
сказывается в уникальной технике живописца, который не "срисовывает
натуру", а как бы воссоздает ее густо наложенными красками. Цвет в
этих картинах не ярок, но весом и плотен, детали отсутствуют - они
поглощаются красочными пластами. Узнаваемость мотива сводится к
минимуму. Композиции предельно просты, но при этом монументальны.
Ценность живописи "Алтайского цикла" в мягком,
чуть вибрирующем свечении красочной поверхности, в ее фактурном и
пластическом богатстве, в цельности живописного пространства картин
("Косуля", 1930; "Пейзаж с белым домом", "Быки", обе 1931; "Барка",
"Спуск на парашюте", обе 1932).
С конца 1920-х гг. официальная критика
обвиняет Древина в "формализме", в "самодовлеющей живописности".
Художник защищается, заверяя своих оппонентов, что его картины
"имеют учебный характер, цель которого - повышение средств
живописного выражения и художественного мастерства". Достижения
талантливого живописца приходятся не ко времени.
В 1933-34 гг. Древин едет в Армению и
создает новый цикл картин, в котором он, на первый взгляд, отступает
от своей позиции в сторону более традиционного искусства
("Строительство железнодорожного моста в Ереване", 1933). Большую
роль здесь играет рисунок, появляется линейная ясность композиции,
которая легко "прочитывается". Но этот новый этап в развитии
живописного стиля Древина - еще один виток в его постижении "новой
гармонии человека с силами природы".
К концу 1930-х гг. искусство мастера
становится более реалистичным. Жизнь и творчество Древина оборвались
внезапно: он был арестован органами НКВД и погиб, вероятнее всего, в
1938 г.
Назад
Картины художника
|
|