А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ческий Иван Васильевич
(1777—1848). Продолжение

 

Совместно с А. Ф. Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию "Виды села Надеждина" (1800-е, с оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых пригородов Петербурга, носящей представительный, торжественный характер, виды Надеждина, имения князя А. Б. Куракина, более свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с эстетикой сентиментализма - направления, утвердившегося в русской культуре последнего десятилетия XVIII в. Вообще в творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры.

 Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы - все это отражено в его гравюрах. Александру I, государю-строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам "Вид Биржи с Большой Невы" (с рисунка М. Ша-тошникова). Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой гравюры Ивана Ческого - "Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года". Художник награвировал также ряд портретов своих современников - героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской истории завершился со смертью Александра I.

Иван Ческий обращается к последним дням жизни русского императора, награвировав лист "Последние минуты пребывания императора Александра в Санкт-Петербурге", изображающий царя перед поездкой в Таганрог.

Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А, Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников.

Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам "Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова" (1817), "Идиллии Владимира Панаева" (1820), "Проза и стихи В. Филимонова" (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому "Евгению Онегину", помещенные в "Невском альманахе" за 1829 г.; с оригиналов А. П. Брюллова - иллюстрации к поэме "Домик в Коломне" (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова.

Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха "Северные цветы", издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции.
 

Назад

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Cсылки

Поиск



Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.