|
Брюллов Александр Павлович
(1798-1877)
Старший брат Карла
Брюллова, Александр известен главным образом как талантливый
архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания
Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П.
Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на
Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории
(1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43)
и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца
после пожара 1837 г.
Однако современники ценили в Александре
Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много
рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А. П. Брюллов
происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как
художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует
о сильной индивидуальности и несомненном таланте. Его первым
учителем был отец, И. П. Брюллов, - мастер декоративной резьбы; с
1810 по 1820 г. он занимался в архитектурном классе АХ у А. А.
Михайлова (второго). В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные
медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.
Окончив в 1821 г. АХ с аттестатом 1-й
степени, Александр вместе с братом Карлом через год едет
совершенствоваться за границу (Германия, Италия, Франция) на
средства ОПХ. Но еще до отъезда он успел принять участие в работе
над одним из лучших литографических изданий, предпринятых ОПХ, -
"Собрании видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821-26),
выполнив три прекрасных листа по собственным рисункам:
"Адмиралтейство со стороны Глашки -о штаба", "Сенная площадь в
Петербурге" и "Гулянье на Крестовском острове". Показателен интерес
художника к новой, только еще осваиваемой в России печатной технике
- литографии.
Отправляя его за границу, ОПХ наряду с
изучением классической архитектуры и составлением архитектурного
проекта поручило Брюллову основательно изучить технику литографии у
известного парижского мастера Г. Энгельмана. А. Брюллов пробыл за
границей с 1822 по 1830 г. В качестве архитектора он составил проект
реставрации Помпейских терм (альбом рисунков "Помпейские термы" с им
же написанным текстом был издан в 1824 г. в Париже). Однако 1820-е
гг. в творчестве Брюллова знаменательны интенсивной работой в
технике акварели. Он пишет романтические пейзажи ("Скалы и луна
ночью", 1824), создает серию, посвященную восхождению на Везувий,
участником которого стал летом 1824 г., но больше всего занимается
акварельными портретами.
Продолжение
Картины художника
|
|