|
Браз Осип Эммануилович
(1873-1936)
О. Э. Браз родился и вырос в Одессе. Учиться рисовать он начал в
Одесской рисовальной школе у К. К. Костанди; в 1890-94 гг. продолжил
образование в Мюнхене, в частной школе венгерского художника Ш. Холлоши.
В Мюнхене, а затем во время путешествия по Франции и Голландии
он изучал работы старых мастеров, знакомился с современным европейским
искусством. Уже сложившимся художником Браз в 1895 г. поступил в Петербургскую
Академию Художеств, в мастерскую И.
Е. Репина. Тогда же начал участвовать в выставках. Его работы, по
мнению художника и искусствоведа А. Н. Бенуа,
в ту пору отличали "зрелость вкуса и какой-то "европеизм"".
В 1897 г. Браз получил звание художника, но, вопреки академическим
правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов.
Один из них - "Портрет Е. М. Мартыновой" (1896) - приобрел П. М. Третьяков.
Он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А. П.
Чехова. Портрет Чехова (1898) получил противоречивые оценки современников,
но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом писателя.
В мастерской Репина Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими
вскоре в художественное объединение "Мир искусства", и впоследствии
стал постоянным участником его выставок. Под влиянием "мирискусников"
художник обратился к графике, занимался литографией и офортом, в частности
выполнял портреты и пейзажи. Большой популярностью пользовались изысканные
женские портреты Браза, написанные им интерьеры, которые отличала свободная
и элегантная манера живописи.
Им была создана целая галерея портретов русских художников
конца XIX - начала XX в.: Л. О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова,
К. К. Первухина, И. Я. Гинцбурга и др. После пребывания за границей
в 1907-11 гг. живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит
насыщенным. В таком ключе исполнены пейзажи Крыма и Финляндии, относящиеся
к 1910-м гг.
В 1914 г. Браз был избран академиком АХ. Художник был прекрасным
знатоком живописи и коллекционером. В 1916 г. его как специалиста включили
в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 г. назначили
хранителем музея. Одним из шедевров своего собрания - картиной Ж.-Б.
Шардена "Натюрморт с атрибутами искусства" - Эрмитаж обязан Бразу. Художник
обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал ее и определил
авторство. Браз воспитал многих живописцев.
С конца 1890-х гг. он преподавал в собственной мастерской (ее посещала,
например, 3. Е. Серебрякова), в Рисовальной школе при ОПХ (1902-04),
в 1920-х гг. - во Вхутеине. В 1924 г. Браз был сослан в Новгород, откуда
стараниями друзей вернулся в 1926 г. В 1928 г. он выехал в Германию,
где тогда находилась его семья. Впоследствии поселился в Париже. Знания
и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать
хорошую коллекцию произведений искусства
Картины художника
|
|