А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Батурин Виктор Павлович (1863-1938)

 

Родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости, Новосильского уезда, Тульской губернии. Отец - Батурин Павел Петрович, из небогатой дворянской семьи. Окончил Орловский Бахтинский Кадетский корпус. Военные науки его не интересовали, но все же юнкером он был отправлен на войну в Севастополь. Но их полк не успел принять участия в войне, так как был заключен мир и полк вернули. По возвращении полка Павел Петрович вышел в отставку и приехал в Становое, где занялся устройством разоренного хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
Временно обязанная Анна Никифоровна продолжала свою службу у помещицы, полюбила Павла Петровича и в 19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына Виктора, за что из хором барских была сослана в скотную избу, где и жила с сыном. Прасковья Ивановна не позволяла Павлу Петровичу женится на крепостной. В то время у него уже было двое детей: сын Виктор и дочь Мария. Как внебрачный ребенок, Виктор Павлович носил фамилию по крестному отцу – Иванов. В конце концов, Павел Петрович ушел от матери и поступил служить к помещику Дьякову управляющим. Мать лишила его наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора Павловича обвенчались. Павел Петрович стал работать управляющим имением в Становом, которое принадлежало его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Его учителями были Павел Семенович Сорокин, Сергей Иванович Иванов – скульптура, Илларион Михайлович Прянишников, Павел Алексеевич Десятов – живопись. Живопись в натурном классе преподавали: Владимир Егорович Маковский и Евграф Семенович Сорокин, Василий Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по живописи и рисованию: Клавдий Васильевич Лебедев и Николай Васильевич Неврев. Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы Живописи, за исключением специальных предметов. Историю искусства преподавал Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и теневую перспективу преподавал Александр Портогенович Попов, анатомию человека - ректор Московского университета Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов Александр Захарович. Директором школы был Лев Михайлович Жемчужников. Каждый месяц были экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников отбирались и в конце года по этим рисункам учеников переводили в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.

В Москве Виктор Павлович учился и жил на очень ограниченные средства, получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то время в Ляпинском общежитии. С ним жили его школьные товарищи: бароны Клодт Николай и Евгений Александровичи, Алексей Михайлович Корин и Василий Никитович Мешков. На досуге Виктор Павлович занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей. К тому времени в семье родителей, кроме Виктора Павловича было: 6 братьев - Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир, Николай, Михаил и 5 сестер - Мария, Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.

Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году и участвовал в последний раз в ученической выставке давшей ему 1500 руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» были опубликованы хорошие рецензии на работы Виктора Павловича.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.

Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии Владимир Егорович Маковский представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.

В 1888-90 работал художником декоратором Большого театра в Москве совместно с другими художниками: Егорьевым Николаем Николаевичем, Сергеевым, Савицким и др. . С 1890 по 1911 год состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе (рисовальщиком) на фабрике Полякова в Москве. В это время им был написан плафон над зрительным залом Московского Шелапутинского театра (не сохранился после пожара). Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).

В этот период Москва все больше и больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и продавались на них и в материальном отношении Виктор Павлович жил хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему все братья и сестры получили образование.

Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.

Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки” (1900-1910) и др.

Очень хорошо были встречены художественной общественностью его картины: «Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя весна», «Пруд», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1903 года, а также картины: «Майское утро», «Ненастный вечер», «Ранней весной», «Желтеющая нива», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1904 года. На юбилейной ХХХ периодической выставке картин в 1910-11 годах им были выставлены картины: «Цветник», «Цветы запоздалые», «Дача». В Москве жил: в 1896 – Мясницкая ул. дом Духовной Консистории, меблированные комнаты, № 30, в 1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом Полетаевых.
 

Продолжение

Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.