А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Баранов-Россинэ Владимир Давидович
(1888-1942)

 

Баранов-Россинэ Владимир Давидович (настоящее имя Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним Даниэль Россинэ; 1888, село Большая Лепатиха, Таврическая губерния, – 1944 ?), русско-французский живописец, скульптор, изобретатель, музыкант. В 1902–1903 гг. учился в Одесском художественном училище, где познакомился с Н. Альтманом; в 1903–1907 гг. — в Высшем художественном училище при Академии художеств (по другим сведениям, в Академии художеств) в Петербурге.

В 1907–10 гг. вместе с М. Ларионовым, Натальей Гончаровой, Д. Бурлюком, Александрой Экстер и другими участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос» (Москва, 1907–1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909), «Импрессионисты» (Петербург, Вильно, Берлин, 1909–10).

В 1909–10 гг. Баранов-Россинэ совершил большое путешествие по Европе и обосновался в Париже, где в 1910–14 гг. выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Был связан с кругом поэта Г. Аполлинера, дружил с Р. Делоне и Соней Делоне, принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда.

В 1914–17 гг. Баранов-Россинэ жил в Норвегии; в произведениях этого периода («Всадники Апокалипсиса», «Адам и Ева» и другие) ощутимо влияние мистического творчества Э. Мунка.
В 1916 г. в Христиании (Осло) состоялась его персональная выставка.

В 1917 г. после Февральской революции Баранов-Россинэ вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, он с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 г. в Художественном бюро Н. Добычиной в Петрограде состоялась персональная выставка Баранова-Россинэ, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев.

С 1918 г. Баранов-Россинэ принимал активное участие в художественной жизни страны: был членом Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, сотрудничал в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, которым заведовал Д. Штеренберг, участвовал вместе с Н. Альтманом в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции (панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы», «365 революционных дней»). В эти же годы он занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920–21 гг. был профессором и деканом.

В 1923–24 гг. Баранов-Россинэ, воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, сконструировал клавир «Оптофоник» (запатентован во Франции в 1926 г.), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты.

В 1925 г. с усилением нападок на левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т. д. В этот период Баранов-Россинэ сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), «мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934 г.), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939 г.).

В ноябре 1943 г. Баранов-Россинэ был схвачен и отправлен в один из нацистских концентрационных лагерей. По некоторым свидетельствам, он погиб в 1944 г.

 Ретроспективные выставки Баранова-Россинэ прошли в Париже (1954, 1970, 1972–73, 1984) и Лондоне (1970); его работы экспонировались на международных выставках «Париж-Москва» (1979, Париж) и «Москва-Париж» (1980/81, Москва), «Великая утопия» (1992, Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк), «От Малевича до Кабакова» (1993/94, Кельн). Работы Баранова-Россинэ представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях.


Картины художника

на главную

Список художников

Контакты
Размещение информации на сайте
Cсылки

Поиск


Итальянская живопись  Французская живопись  Ассоциация художников инвалидов Драгоценные камни Русская архитектура
Rambler's Top100 Arts.In.UA

Если Вы имеете информацию о русской живописи, которую Вы хотели бы разместить на сайте, пожалуйста свяжитесь с администратором сайта.  Также убедительная просьба сообщать обо всех ошибках замеченных вами.

Все права сохранены. При использовании материалов сайта, ссылка на artsait.ru обязательна. Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.