|
Архипов Абрам Ефимович
(1862-1930). Продолжение
В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились
две близкие по теме картины: "Смена. Углекопы" Н. А. Касаткина и
"Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е. Архипова. Оба живописца,
каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы процесс
пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности.
Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила
глубокое и законченное воплощение в известной его картине "Прачки"
(первый вариант - конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Замысел
этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после
посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по
воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину... устала
она ужасно, спина болит, села отдохнуть... Все живописно - пар
клубится, усталость старухи...". Этот образ измученной постоянным
изнурительным трудом женщины придает особую выразительность второму
варианту картины. В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший
СРХ.
Это объединение, отличавшееся интересом
участников к национальной культуре и истории, просуществовало до
1923 г.; многие его представители, в том числе Архипов, вошли
впоследствии в АХРР. Архипов занимался и педагогической работой. С
1894 г. он возглавлял натурный класс МУЖВЗ (с 1898 г. - в звании
академика), в реорганизации которого принял участие после
Октябрьской революции. Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24
гг. во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский,
С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф.
Юон.
В 1920-х гг. основное место в творчестве
художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской
губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом
фартуке" (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция,
сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы:
крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные,
красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная
величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже
монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление
тонов, праздничная яркость цвета - все это создает образы людей,
полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу.
Назад
Работы художника
|
|