|
Акимов Иван Акимович
(1754-1814)
Вся жизнь
Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с
петербургской Академией художеств: с детских лет ее
воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик,
профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем
возможным ступеням академической карьеры. В девять лет,
лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик
сам подал прошение с просьбой принять его в
академическое обучение на казенный счет; он писал о
нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько
рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно
образованную "Академию знатнейших художеств" -
всесильное учреждение, призванное регламентировать всю
художественную жизнь государства.
Президентом ее
был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым
человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству,
он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только
Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений,
Кадетский корпус. Воспитательное заведение для
благородных девиц, московский Воспитательный дом,
Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он
намеревался неукоснительно провести полную реформу в
деле воспитания "новой породы людей", основываясь на
принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью
пренебрегая природными склонностями и способностями
своих подопечных. Менее всего эта система способствовала
формированию творческой личности. На ровесников Акимова,
тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались
особенно большие надежды - они должны были явить плоды
нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и
примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту
сделало поколение в достаточной мере бесцветным.
Сама система
преподавания была безличной - профессора не имели своих
учеников, а дежурили в классах по очереди.
Главенствующее место отводилось рисунку; большое
значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился
успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую
и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую
медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович
чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою,
открывается им" (1772). На следующий год, ко времени
выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь
Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с
Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на
поездку за границу, в Италию.
Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и
через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на
этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те
годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову
пришлось удовлетвориться копированием картин в городской
галерее. Не получая из Петербурга ответа на свои
многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим,
молодой художник в конце концов решился это сделать
самовольно. Но и в Риме поначалу ожидало его
разочарование - Капитолийская академия была тогда скорее
обществом художников, имевших частных учеников, чем
учебным заведением с классами и программами. Благодаря
рекомендации известного мецената И.И.Шувалова,
путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в
мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее
всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик
предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть
слабость колорита, начал там копировать работы
венецианских мастеров (чьи "жаркие колера" пленили
незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко).
В Риме
историческая тематика сменилась мифологической: там были
написаны "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде",
"Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн,
забавляющийся с козленком" и "Прометей, делающий статую
по повелению Минервы" (1775) - за последнюю работу
Акимов был избран "назначенным" в академию.
Продолжение
Картины художника
|
|